подписка
  
Главная Аюрведа Принципы аюрведической медицины

Три гуны. Основные характеристики.


Пять элементов, из которых состоят все вещества во Вселенной (вся видимая и невидимая материя), формируются из трех гун. Из саттвы, состоящей из ясности, образуется элемент эфир. Из раджаса, состоящего из энергии, возникает огонь. Из тамаса, состоящего из инерционного начала, формируется земля. Между саттвой и раджасом берет свое начало субтильный, однако подвижный элемент, воздух. Между раджасом и тамасом возникает вода, которая сочетает подвижность с инерцией.

В ведической системе психическая конституция обычно определяется в соответствии с тремя гунами — первичными свойствами природы: саттвой, раджасом и тамасом. При данном подходе доши имеют второстепенное значение. Гуны отражают уровень развития души. Это не просто умственные способности или эмоциональные типы, — это чувствительность ума, его способность воспринимать истину и действовать в соответствии с ней. По отношению к уму эти первичные свойства проявляются как ясность, рассеянность и тупость соответственно.

Саттва выражает истину, понимание, чистоту, ясность, сострадание и любовь. Раджас приводит к тому, что ум действует на уровне чувств. Раджас содержит в себе движение, агрессию и нацеленность на внешнее. Тамас проявляется в невежестве, инерции, медлительности и глупости.

Ум как таковой называется саттвой — ясностью, поскольку именно ясность является тем основным свойством ума, благодаря которому в принципе возможно восприятие. Буквально слово «саттва» означает нечто, обладающее той же природой, что истина или реальность (сат). По своей природе ум ясен и чист, но его могут затемнять негативные мысли и эмоции. Когда он чист, он приводит к просветлению и самореализации. Саттва — это божественная природа. Она обращает ум и сознание к внутреннему миру, восстанавливает гармонию ума и сердца.

Саттвичный тип меньше других подвержен болезням. Люди саттвического темперамента имеют здоровые тела, их поведение и сознание очень чисты. Их природа гармонична и легко приспосабливается. Он стремится к равновесию и к обретению спокойствия ума, тем самым лишая болезнь психических корней. Люди этого типа внимательны к другим и заботятся о себе. Жизнь они рассматривают как необходимый опыт и стараются видеть благо во всем, в том числе и в болезни. Они верят в существование Бога, религиозны, праведны, благостны.

Раджас — это рассеянность или беспокойство ума, то, что направляет наше внимание вовне и заставляет нас искать удовлетворения во внешнем мире. Это ум, возбужденный желанием. Буквально «раджас» означает пятно или дым. Это взбудораженные мысли и фантазии, а также гнев, упрямство, стремление манипулировать другими и эгоизм. Раджас включает в себя стремление к власти, возбуждению и развлечениям. Избыток раджаса порождает демонические натуры. Индивидуальности раджасического темперамента интересуются в основном бизнесом, процветанием, могуществом и положением в социуме. Они наслаждаются богатством и обычно экстравертны. Могут верить в Бога, но могут и внезапно изменить веру. Они хорошие дипломаты и политики.

Люди раджасичного типа обычно наделены большой энергией, но могут сами себя «сжечь» чрезмерной активностью. Симптомы болезни у них обычно острые, выздоровление возможно при условии применения правильных лечебных мер. Они нетерпеливы и непоследовательны в лечении болезни и не желают тратить время ради своего выздоровления или брать на себя ответственность за него. В своих болезнях они предпочитают винить других.

Тамас — это тупость, темнота и неспособность к восприятию. Это ум, затуманенный невежеством и страхом, это тяжесть и летаргия. Тамас порождает лень, сонливость, ослабленное внимание, приводит к снижению чувствительности и умственной активности, подчиняя ум внешним или подсознательным силам. Он формирует животные или рабские натуры. Тамасичные личности ленивы, эгоистичны и способны разрушать других. Обычно они мало уважают других и не религиозны. Все их действия эгоистичны.
Тамасичный тип больше других предрасположен к затяжным, хроническим болезням, в том числе к раку. Его энергия и эмоции склонны к застою, а болезни его, как правило, глубоко укоренившиеся, упорные и трудноизлечимые. Люди этого типа не стремятся к тому, чтобы получить необходимое лечение, и их гигиена обычно находится на низком уровне. Они воспринимают свою болезнь как судьбу и не используют тех методов, которые могли бы помочь им излечиться.

Личность саттвического темперамента достигает уровня самоосознания без больших усилий, но тот, кто пребывает в раджасе и тамасе, должны затратить много усилий, чтобы достичь этого уровня. Обычно раджас и тамас сопутствуют друг другу. Тамас затемняет чистое осознавание, и за счет этого раджас получает возможность порождать разнообразные ложные представления или эгоистические идеи. В свою очередь, избыток раджаса, вызывая чрезмерную активность, истощает нашу энергию и делает нас тамасичными, вялыми и сонными.

Однако и раджас, и тамас необходимы в природе. Раджас порождает энергию, жизнеспособность и душевное волнение. Тамас создает стабильность и обеспечивает постоянство форм, поэтому он лежит в основе нашего физического тела. Но работе ума и процессу восприятия обе эти силы препятствуют. Объективное осознавание возможно лишь при условии, что ум спокоен и свободен как от возбуждения, так и от инерции. Чтобы мы могли правильно видеть вещи, он должен быть подобен незамутненному зеркалу или спокойной глади озера, в котором отражается луна. Процесс очищения ума отчасти направлен именно на то, чтобы раджас и тамас заняли надлежащее место, действуя в более низких сферах нашей природы.

Эти три тонких ментальных энергии (три гуны) представлены в типах поведения, которые при необходимости могут быть исправлены и улучшены духовной практикой (например, йогой). Помочь в таком изменении поведения может аюрведический врач. Знакомый с функционированием этих качеств (саттва, раджас и тамас), он может без труда определить, какое качество преобладает в личности, просто наблюдая за поведением и диетой пациента. Используя это знание, он может помочь пациенту прийти к более уравновешенному образу жизни в психическом и физическом аспектах.



<< предыдущая    следующая >>