К древней традиционной медицине относится любая древняя народная медицинская система (китайская, индийская, тибетская, арабская, мексиканская, русская). Все эти системы оздоровления достойны глубочайшего уважения и тщательного изучения. К сожалению, в силу многолетнего господства официальной медицины древние медицинские системы представляются многим как наивные забавы наших необразованных предков, как некая экзотика - интересная, но не очень серьезная, представляющая лишь исторический и этнографический интерес. При этом забывают, что основы современной медицины были заложены лишь немногим более двух тысячелетий назад реформатором античной медицины Гиппократом, а фактически практикуемая сейчас "симптоматическая" медицина, разделившая живого человека по кабинетам узких специалистов, существует всего десятки лет.
Древние же медицинские системы развивались десятки тысяч лет. Сотни гениальных врачевателей на протяжении тысячелетий развивали теорию и практику «медицины здоровья» и «науку правильного образа жизни». Это было интуитивное познание, подтверждаемое жизненным экспериментом.
Древние медицинские системы заслуживают подробного, неторопливого изложения. Для пытливого ума Аюрведа не менее прекрасна, чем гениальные произведения Шекспира, - настолько просто в ней говорится о самом сложном; настолько поражает совершенство мысли, мудрость и глубина постижения природы, жизни и здоровья; настолько логично прорисован путь к совершенному здоровью.
Нередко приходится слышать о ненаучности древних медицинских систем или об их наивной субъективной псевдонаучности. Однако, если сравнить методологии работы древних мыслителей и современных ученых, то выяснится, что они принципиально ничем не отличаются: потребность бытия или полет фантазии порождают цель, формулируются задачи, в результате размышлений и наблюдений выстраивается гипотеза, затем теория, отбираются или создаются методы исследования, проводится эксперимент, осмысливаются полученные факты, делаются выводы, корректируются гипотеза и теория, снова проводится эксперимент (уже на более высоком уровне), и так далее - до решения задач, выявления закономерностей, законов, формулировки аксиом и достижения цели. Есть, конечно, и отличия, но они не принципиальны.
Первое отличие - автоматизированная математическая обработка данных эксперимента в наше время. Второе - возможность математического моделирования биологических процессов. И третье - в наше время эксперимент лабораторный, в древности - жизненный. Древние мыслители проигрывали во времени, но имели несомненное преимущество. Во-первых, реальная жизнь надежнее лаборатории, и, во-вторых, результаты современных медицинских экспериментов, проводимых в большинстве случаев на животных, часто непереносимы на человека.
Кроме того, в основе древних систем здоровья изначально лежал системный, целостный подход. Философской базой медицины являлось представление о вселенной, о природе, человек никогда не рассматривался как просто физическая сущность, но изучался в триединстве всего сущего, в триединстве физического, духовного и сознательного. Он рассматривался как частичка природы, идентичная всему, что его окружает. Поэтому в лечебных системах древности присутствовали хронотерапия, аэро-, грязе- и водолечение, звуко-, музыко-, цвето-, камне-, металло-, ароматерапия, фито- и диетотерапия. Мощным лечебным фактором являлась и медитация, "снимающая шумы и помехи" социального бытия с сознания и подсознания человека, очищающая его биологическую сущность, приближающая ее к изначальной природной, гармонизирующая не только физиологические, но духовные и ментальные процессы.
Следует добавить, что аюрведическая медицина обладала и арсеналом диагностических методов, не менее, но даже более тонких, нежели современные приборные и лабораторные. Тончайшие нарушения гомеостаза и локальные патологические изменения прекрасно улавливались пульсовой и конституциональной диагностикой, мастерством выявления микросимптомов при опросе и осмотре больного. Анализ выделений больного не уступал по информативности современным лабораторным методам (если учесть, что ставились другие задачи - выявление сущности дисбаланса в организме, а не его следствий, как это происходит в современных лабораториях).
Наконец, следует отметить, что в тех случаях, когда речь шла о здоровье, древние врачи были на голову выше любого представителя современной медицины. Чараку, Сушруту, Гиппократа, Авиценну, Парацельса и других врачей называли выдающимися совсем не случайно, но по той простой причине, что они добивались выдающихся результатов в лечении и оздоровлении.
Однако замечательная древняя медицина не стала повсеместной практикой. Почему это произошло? Почему хотя бы некоторые важные составляющие древней медицины, например, такие, как пульсовая диагностика, удивительные по совершенству принципы лечебного питания, образа жизни, физической культуры не вошли во врачебную практику? Зачем понадобилось многое из этого разрабатывать заново?
Тому были две объективные взаимосвязанные по существу и по времени причины. С одной стороны, искусством врачевания в древности владели немногие избранные, поскольку это было очень сложное учение. Древняя медицина являлась врачебным искусством в полном смысле этого слова. Однако последующая поистине гуманистическая работа, направленная на то, чтобы сделать медицину доступной для всех слоев населения, вызвала необходимость подготовки большого числа врачей и привела к тому, что многие из них могли работать лишь на уровне ремесла: врачебное искусство было им не по плечу. Это постепенно увело массовую медицину от работы на уровне тонких системных нарушений, то есть на уровне "гармония - дисгармония", "есть здоровье - мало здоровья - нет здоровья", к работе на уровне явных, грубых локальных симптомов, то есть по принципу "есть болезнь - нет болезни". У большинства людей никогда не было спроса на совершенное здоровье, а лишь на отсутствие болезней; этому спросу в полной мере и соответствовала формирующаяся "медицина болезней".
С другой стороны, спрос не на борьбу за здоровье, а на борьбу с болезнями определял и врачебное мышление. Врачам новой генерации уже не нужны были тонкие, тем более системные, методы диагностики и коррекции здоровья, и они постепенно забывались. А врачи, в свою очередь, формировали спрос на новые методы и средства диагностики и лечения болезней, а не тонких нарушений. Приборная и фармацевтическая промышленность этот спрос удовлетворяла. К сожалению, процесс этот зашел так далеко, что современные врачи нередко являются наиболее ортодоксальными противниками древней медицины со всеми ее бесценными, но непонятными им достоинствами.
Говоря о древней медицине и предваряя разговор о целительстве, хочется коснуться некоторых актуальных моментов, имеющих прямое отношение к сегодняшним больным. К сожалению, в медицине, как и вообще в нашей жизни, нередко царит низкопробная мода. Увлечение восточной медициной - очень положительное явление в европейской жизни. Это понемногу возвращает нас от технократического подхода к природным истокам, лечит от косности и однозначности мышления, помогает увидеть мир и себя с новой стороны.