подписка
  
Главная Аюрведа Принципы аюрведической медицины

Философия Вайшешика


Философия Вайшешика была поведана мудрецом по имени Улука по прозвищу Махарши Канада (III – II вв. до н. э.). Он стал автором сочинения «Вайшешика-сутра», первого систематического изложения теории вайшешики, которое со временем обросло многочисленными комментариями. 
Вайшешика получила свое название от санскритского слова вишеша (различие, особенность). Это древнеиндийская философская школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Вайшешика означает детальное изложение взгляда на конкретную вещь. Как и всякая классическая даршана, вайшешика направлена на освобождение нас от нас самих через «правильное» познание реальности. Последователи этой философии утверждают, что обрести знание можно с помощью наблюдения. Главным вкладом в индийскую философскую мысль системы вайшешика была "философия природы", стремление к рациональному объяснению мира.

Вайшешика формулирует основополагающие характеристики принципов строения Вселенной. Таким образом, она выходит за рамки только философии, формулируя физические законы мироздания. Эта система утверждает, что истинную индивидуальность следует находить в особенностях мира. Несмотря на то, что отдельные «я» вступают в космические и общественные отношения, через которые они себя реализуют, все же в этих отношениях они сохраняют свою индивидуальность. Таким образом, вайшешика исключает всякую попытку опровержения независимости каждой отдельной индивидуальности, предполагая в их единении лишь более совершенную индивидуальность.

Наиболее выдающейся частью учения вайшешика является атомистическая теория, объясняющая ту часть Вселенной, которая состоит из физических элементов и подвержена возникновению и разрушению. И если у греческого философа Демокрита атомы бескачественны, то для вайшешики Канады каждый атом обладает своей особенностью. Мир создан из атомов, но движущей силой является Бог, действующий в соответствии с законом кармы. Чтобы создать, надо разрушить, что и делает Бог, разлагая все на первичные элементы. Когда обжигают горшок, он распадается на атомы, а из них опять возникает новый горшок. Так как это происходит мгновенно, мы не можем этого заметить. К тому же, атом неразрушим, двойка атомов не вечна, только тройка — минимально воспринимаемый объект. Таким образом, мир непрерывно разрушается и возникает, а вся материя пульсирует.

Согласно этой философии существует 7 видов реальности или составляющих Вселенной (падартх), которые выступают как объекты познания. Падартха – это то, что дает знание обо всем. Все во Вселенной можно описать с помощью падартх. Философия вайшешика начинается с изложения доктрины о падартхах. Из них шесть положительны. Абсолютно все проявления мира укладываются в эти шесть падартх, с их помощью можно проанализировать все объекты материального мира:

Дравья – материя, вещество, субстанция; в переводе с санскрита это также: предмет, вещь, имущество, собственность, золото, индивидуальность, лицо;
Гуна – качество;
Карма – действие, движение, деятельность действия, влекущие за собой свои последствия и являющиеся причиной новых рождений; вселенский закон воздаяния, причинно-следственная связь деятельности;
Саманья – всеобщность, неопределенность;
Вишеша – особенность, индивидуальность, часть;
Самавая – нераздельность, присущность.

Из них первые три имеют реальное ощутимое материальное проявление, остальные являются в большей степени философско-физическими категориями.
Последняя падартха является противоположностью первых шести, называемых существующими, проявленными. Это Абхава – небытие, несуществование.
Вайшешика утверждает, что небытие так же реально, как и бытие.

Большое внимание философия вайшешика придавала проблемам классификации каждой из категорий. Дравья это первая и основная категория школы вайшешика. В текстах вайшешика дравья понимается и как субстанция, субстрат качеств и движений, и как индивидуальная вещь.
Всего вайшешика выделяет девять субстанций бытия, которые относятся к категории дравья. Это: земля, вода, огонь, воздух/ветер, акаша (эфир), пространство, время, Атман (душа) и манас (ум). Каждый из видов субстанций имеет свое качество ("гуна").
Из них пять первоэлементов (пять маха бхут) являются основными. Это: эфир, воздух, огонь, вода и земля – наимельчайшие частицы, образующие все полимолекулярные объекты. Эти элементы являются основной составляющей материи (дравья) и широко используются в Аюрведе для диагностики болезней, определения диеты, образа жизни, подбора лекарств и упражнений. Рассмотрим их подробнее.

Эфир (Акаша маха бхута)
Эфир на санскрите называется Акаша. Является неотъемлемым фактором для всех элементов во вселенной. Это простая, длительная, бесконечная субстанция и является субстратом звука. Ему не принадлежат качества цвета, вкуса, запаха и осязаемости. С ним связаны все существующие физические объекты. Атомы соединяются и образуют системы только при посредстве акаши. Акаша вечен, вездесущ, невоспринимаем чувствами и имеет качества индивидуальности, соединения и разъединения. Акаша заполняет все пространство, не являясь самим пространством.
 
Воздух (Ваю маха бхута)
Воздух невидим, ограничен протяженностью и состоит из частей. Его существование доказывается осязанием, и его называют субстанцией, поскольку он обладает качеством и действием. Температура есть особое качество воздуха.

Огонь (Агни или Тежас маха бхута)
Движение создает трение, а там где есть трение, появляется тепло и огонь. Огонь имеет качество вечности, проявляясь в желании творить, и качество мимолетности, проявляясь в теле. Он острый, обжигающий и горячий. Все трансформационные и преобразующие процессы управляются элементом огня.

Вода (Джала маха бхута)
Вода имеет три качества: вкус, цвет и осязаемость. Вода это вселенский растворитель и все биохимические функции управляются ею. Она ассоциируется с химической энергией. Вода принимает любую форму, имеет качество с тяжестью устремляться вниз. Материя, имеющая джала маха бхуту, приобретает такие качества как: тяжесть, прохладность, спокойствие и мягкость.

Земля (Притви маха бхута)
Земля обладает четырьмя качествами: запахом, вкусом, цветом и осязаемостью. Вещи, сделанные из земли, бывают трех видов: тела, органы чувств и объекты восприятия.


Вайшешика близка к ньяе и позднее образовала с ней единую школу. В целом ньяя и вайшешика выявили основные принципы зарождения материальной Природы, ее законы, а также субатомную теорию строения Вселенной. Это представляет особый интерес для Аюрведы, так как здесь мы рассматриваем в основном многомолекулярные объекты, и поэтому изучение Аюрведы должно начинаться с изучения основных принципов философии вайшешика. Баланс 5 элементов в теле поддерживает жизнь и сохраняет гармонию, дисбаланс приводит к болезням. Преобладание каждого элемента постоянно меняется, модифицируя температуру, качества и отношения. Люди должны это знать и научиться приспосабливаться к изменениям, чтобы выжить. Имея знание об элементах, человек может создать оптимальную атмосферу для проживания.


<< предыдущая    следующая >>