Цель Аюрведы — исцеление болезней и сохранение здоровья. Ключом к сохранению здоровья является осознание, т.е. умение прислушиваться к мудрости тела, и это один из самых эффективных методов предотвращения заболеваний. Чтобы сохранять здоровье, достаточно знать причины заболевания.
Развитие осознания для раннего распознания нарушающих равновесие факторов является первым и необходимым шагом к сохранению здоровья. Второй шаг состоит в принятии корректирующих мер, то есть в совершении определенных действий.
Существенную часть раздела Аюрведы о приготовлении лекарств составляет искусство приготовления пищи, поскольку пища рассматривается как одно из лекарственных средств. Добавление специй изменяет свойства пищи и способно сделать «запрещенную» пищу, которая провоцирует нарушение равновесия, вполне приемлемой.
Следующий шаг — это восстановление равновесия, если оно все же нарушается. Основным методом, используемым для этой цели, является применение противоположных качеств. Например, если вашу питту спровоцировали и вас обуревает гнев, поплавайте в прохладной воде или съешьте какой-нибудь сладкий охлаждающий фрукт.
Далее следует способ исцеления (если не были приняты корректирующие меры для восстановления равновесия и началось заболевание).
Ключевым звеном в процессе заболевания является ама, которая засоряет кишечник, и ее избыток, распространяясь через каналы тела, такие как кровеносные сосуды и т. д., засоряет ткани и вызывает заболевание. Для удаления амы из организма в Аюрведе используются многие программы внутреннего очищения. Одной из них, наиболее широко известной на Западе, является «панчакарма» (что в переводе означает «пять действий»). Программы панчакармы, применяемые в аюрведических лечебных центрах, включают в себя подготовку к очищению и собственно очищение.
Первым подготовительным шагом является «внутреннее промасливание», которое проводится в течение 3-5 дней, в зависимости от состояния пациента. За этим следуют «внешнее промасливание» (снехана) и пропотевание (сведана). Масло наносят на все тело с помощью специального массажа, который помогает движению ядов к желудочно-кишечному тракту.
После трех-семи дней таких процедур доши становятся достаточно «созревшими», и тогда врач решает, что пациент готов к устранению избытка дош и скоплений амы. В качестве путей для удаления избыточных дош выбираются наиболее подходящие из следующих пяти процедур (карм):
лечебная рвота (вамана);
слабительные средства (виречана);
лекарственные клизмы (басти);
введение лекарств через нос (насья);
очищение крови (ракта мокша).
Панчакарма — не единственный метод, используемый в Аюрведе для удаления амы из организма. В зависимости от общего состояния человека и от серьезности заболевания используется один из двух основных подходов. Если человек слаб или изнурен, а болезнь сильна, следует отдать предпочтение методам, которые приносят временное облегчение и успокоение (шамана), когда ама нейтрализуется с помощью более мягких методов очищения, включая травы. Если у пациента больше сил и энергии, и болезнь не столь серьезна или протекает без осложнений, то больше показаний для применения панчакармы.