Направления аюрведической медицины существуют со времен появления первых школ Аюрведы. Каждое из них занимает определенное место в этой науке. Известны восемь основных направлений Аюрведы, которые изучают в аюрведических институтах и в наши дни. Каждый раздел объединяет самостоятельные группы заболеваний.
1. Кая чикитса – терапия или внутренняя медицина. Описывает то, что связано с душой, умом и телом. Это направление изучает диагностику и лечение внутренних болезней путем применения лекарственных растений, минералов, правил питания и образа жизни.
Описывает семь типов конституции, которые дают сочетания трех дош (вата, питта и капха), а также способы определения причин болезни и шесть стадий ее развития. В диагностическом смысле Кая чикитса не знает себе равных, т.к. способна определить болезнь на самых ранних стадиях ее развития и даже предупредить о надвигающемся заболевании, в то время как даже самые современные методы диагностики официальной медицины зачастую определяют болезнь, только когда она достигает пятой или шестой стадии. Также в Кая чикитса описывается более 2000 аюрведических растений, панчакарма (система очищения и омоложения), с помощью которой запускается естественный процесс обновления организма. К терапии (кая чикитса) относили обычно такие заболевания, как лихорадка, гастрит, кашель, боли в почках. При этом рекомендовались лекарства — внутренние и наружные, а также диета.
2. Бхута видья – психиатрия и психология. Имеет дело со значительными и незначительными психическими расстройствами, энергетическим вампиризмом и энергоинформационным заражением, которые возникли по причине внутренних и внешних факторов, а также их проявлениями в различной форме.
Самая загадочная область Аюрведы, занимающаяся изгнанием злых духов и колдовством. В современной интерпретации это психотерапия и воздействие на психику гипнозом. Кроме лекарств, здесь описаны режим дня и различные йогические асаны, пранаяма, мантры и т.д.
3. Шалакья Тантра – офтальмология и ларингология. Занимается изучением этиологии, диагностикой, прогнозированием, предупреждением и лечением болезней уха, горла и носа. Основателем этой ветви считается Ними Муни, поэтому ее иногда называют Ними Тантрой. Тексты, посвященные этим знаниям, считаются утерянными, скудные крупицы этого знания разбросаны практически по всем текстам Кая Чикитсы.
4. Агада Тантра – токсикология. Занимается изучением, диагностикой и лечением болезней, вызванных острыми и хроническими отравлениями и заражениями, связанными с натуральными и синтетическими ядами, а также отравлениями, вызванными укусами ядовитых животных и насекомых. Врачи этой ветви хранят секреты ядов минерального, растительного и животного происхождения, знают все о комплексных ядах и ядах искусственного происхождения, которых нет в природе. По виду и запаху пищи врачи этого направления Аюрведы могут безошибочно сказать, отравлена она или нет, а по виду раны – определить, попал ли в нее яд.
5. Кумара Тантра – педиатрия. Занимается изучением проблем гинекологии, акушерства и педиатрии. Ее основоположником является Кашьяпа Муни. Описывает распорядок дня ребенка, способы повышения иммунитета, обряды для выбора пола ребенка, методы устранения токсикоза беременных защиты их от влияния злых духов, а также родовспоможение, различные обряды для детей младше двенадцати лет.
6. Шалья Тантра – хирургия. Изучает хирургические процедуры, выполненные с использованием различных хирургических инструментов, операции на различных органах и тканях, кровопускание, гирудотерапию и иглоукалывание. Основополагающим текстом является Сушрута самхита, в котором подробно описаны сложные хирургические операции, а также этика, распорядок жизни и внешний вид хирурга. Сам Сушрута и его учитель Дханвантари считаются отцами хирургии.
7. Расаяна чикитса – омоложение, восстановление организма. Область медицины, изучающая биологические механизмы и процессы, обуславливающие и сопровождающие старение людей. Включает знания о старении и умирании человеческого тела, информацию о мистическом воздействии трав, минералов, животных продуктов на организм человека с целью продления молодости. Целью данного направления Аюрведы является приостановление процесса старения человеческого организма по достижении им среднего возраста с помощью специально подобранной диеты, специальных упражнений, медитации, поклонения богам, приема специальных препаратов.
8. Ваджикарана – изучает заболевания мужской и женской половой системы, лечит бесплодие и сексуальные расстройства, содействует увеличению сексуальной потенции и лечению семенных расстройств. Содержит сведения об афродизиаках, любовных играх, способах предохранения от нежелательной беременности, средствах для изменения размеров половых органов, способах продления сексуального наслаждения.