Толстая кишка, тазовая впадина, кости, кожа, уши и бедра – места ее локализации в теле. Если в теле развивается избыток вата, то в первую очередь он будет скапливаться в этих областях.
rrz :{kks y/kq 'khr [kj lw{e {pyksvfuy A
Татра Рукша лагху шата кхара сукшма счала анал
Сухой, легкий, холодный, грубый, неуловимый, мобильный - это качества ваты.
(Аштанга хридая)
Вата (воздух) содержится в эфире, поэтому говорят, что эфир является ее составляющей. Она заполняет собою полости тела и тонкие каналы.
Вата имеет пять разновидностей (субдош): «прана», «удана», «самана», «вьяна» и «апана». Эти слова образованы путем добавления различных приставок к корню «ан», означающему «дышать» или «снабжать энергией».
Прана (пра-ана) — это первичный воздух (нервная сила), устремляющийся вперед. Заполняя голову и концентрируясь в мозге, прана движется вниз, в гортань и грудную полость, управляя вдохом и глотанием, а также чиханием, сплевыванием и отрыгиванием. Она регулирует чувства, ум, сердце и сознание. Это наша доля космической жизненной энергии, которая управляет всеми остальными видами ваты в организме. Прана предопределяет воодушевление и позитивный настрой в жизни, соединяет человека с его внутренним «я». Прана-вата — интегральный показатель функции головного мозга как приемного устройства, телевизора, обеспечивающего связь физического тела с психикой («тонким» телом) через энергоинформационную оболочку. Эта субдоша является своеобразной «дверью» между макро- и микрокосмом. Она первой реагирует на все изменения окружающего мира.
Удана (уд-ана) — это воздух (нервная сила), движущийся вверх. Располагаясь в груди и концентрируясь в горле, она управляет выдохом и речью, а также отвечает за память, силу, волю и усилие. Удана определяет наши жизненные стремления. В момент смерти она отделяется от тела и направляет нас в тонкие миры в зависимости от нашей воли и кармы, которые действуют через удану. Ее совершенное развитие позволяет человеку овладевать различными психическими способностями, в частности выходить с ее помощью за границы обычного мира. С развитием уданы связана практика йоги.
Самана (сама-ана) означает уравновешивающий воздух. Это система рефлекторных механизмов, связанная с функционированием сфинктеров желудочно-кишечного тракта, его перистальтикой и контролем над синтезом пищеварительных ферментов и желчевыводящей системы печени. Концентрируется в тонком кишечнике и представляет собой нервную силу, управляющую пищеварительной системой.
Вьяна (ви-ана) означает рассеянный, или проникающий, воздух. Это рефлекторные механизмы, обеспечивающие работу сердечно-сосудистой системы (частоту сердечных сокращений, тонус гладкой мускулатуры артерий, венозный тонус и венозный возврат). Концентрируется в сердце и оттуда распространяется по всему организму. Вьяна управляет системой кровообращения и через нее — движением мышц и суставов, нервными импульсами и внутренней секрецией.
Апана (апа-ана) означает воздух, движущийся вниз, или удаляющий воздух. Она концентрируется в толстой кишке и управляет всеми рефлекторными импульсами, направленными вниз: выделением, мочеиспусканием, менструациями, родами и соитием. В то время как удана — восходящий воздух — несет нашу жизненную силу вверх и способствует эволюции или освобождению сознания, апана — нисходящий воздух — несет ее вниз и ведет к регрессу или ограничению сознания. Апана поддерживает и контролирует все другие виды ваты, и ее нарушения лежат в основе большинства расстройств ваты. В возбужденном состоянии вызывает разложение и распад. Поэтому при лечении ваты следует в первую очередь уделять внимание лечению апаны.