подписка
  
Главная Аюрведа Принципы аюрведической медицины

Вата и ее субдоши


Доша воздуха называется вата. Иногда это слово переводится как «ветер» или «то, что движет вещи». Это действительно побуждающая сила, активизирующая две другие доши, которые не способны к движению в ее отсутствие. Вата также управляет подвижностью чувств и ума, обеспечивает психическую адаптацию и способность к пониманию. Управляет дыханием, миганием глазных век, движением в мышцах и тканях, пульсацией сердца, всеми расширениями и сужениями, движениями цитоплазмы и клеточных мембран, движением одиночных импульсов нервных клеток. Она определяет такие чувства и эмоции, как страх, тревога, боль, трепет и спазмы. Это тонкая энергия связана с движением, принятием, контролем, творчеством, регулированием, координированием, поддержанием жизни и выполнением всех видов действий в теле. Отвечает за кровообращение, выделительные функции, менструацию, оргазм, деление клеток, орган слуха и рождение ребенка.

Толстая кишка, тазовая впадина, кости, кожа, уши и бедра – места ее локализации в теле. Если в теле развивается избыток вата, то в первую очередь он будет скапливаться в этих областях.

rrz :{kks y/kq 'khr [kj lw{e {pyksvfuy A 
Татра Рукша лагху шата кхара сукшма счала анал

Сухой, легкий, холодный, грубый, неуловимый,  мобильный - это качества ваты.
(Аштанга хридая)

Вата (воздух) содержится в эфире, поэтому говорят, что эфир является ее составляющей. Она заполняет собою полости тела и тонкие каналы.
Вата имеет пять разновидностей (субдош): «прана», «удана», «самана», «вьяна» и «апана». Эти слова образованы путем добавления различных приставок к корню «ан», означающему «дышать» или «снабжать энергией».
Прана (пра-ана) — это первичный воздух (нервная сила), устремляющийся вперед. Заполняя голову и концентрируясь в мозге, прана движется вниз, в гортань и грудную полость, управляя вдохом и глотанием, а также чиханием, сплевыванием и отрыгиванием. Она регулирует чувства, ум, сердце и сознание. Это наша доля космической жизненной энергии, которая управляет всеми остальными видами ваты в организме. Прана предопределяет воодушевление и позитивный настрой в жизни, соединяет человека с его внутренним «я». Прана-вата — интегральный показатель функции головного мозга как приемного устройства, телевизора, обеспечивающего связь физического тела с психикой («тонким» телом) через энергоинформационную оболочку. Эта субдоша является своеобразной «дверью» между макро- и микрокосмом. Она первой реагирует на все изменения окружающего мира. 
Удана (уд-ана) — это воздух (нервная сила), движущийся вверх. Располагаясь в груди и концентрируясь в горле, она управляет выдохом и речью, а также отвечает за память, силу, волю и усилие. Удана определяет наши жизненные стремления. В момент смерти она отделяется от тела и направляет нас в тонкие миры в зависимости от нашей воли и кармы, которые действуют через удану. Ее совершенное развитие позволяет человеку овладевать различными психическими способностями, в частности выходить с ее помощью за границы обычного мира. С развитием уданы связана практика йоги.

Самана (сама-ана) означает уравновешивающий воздух. Это система рефлекторных механизмов, связанная с функционированием сфинктеров желудочно-кишечного тракта, его перистальтикой и контролем над синтезом пищеварительных ферментов и желчевыводящей системы печени. Концентрируется в тонком кишечнике и представляет собой нервную силу, управляющую пищеварительной системой.

Вьяна (ви-ана) означает рассеянный, или проникающий, воздух. Это рефлекторные механизмы, обеспечивающие работу сердечно-сосудистой системы (частоту сердечных сокращений, тонус гладкой мускулатуры артерий, венозный тонус и венозный возврат). Концентрируется в сердце и оттуда распространяется по всему организму. Вьяна управляет системой кровообращения и через нее — движением мышц и суставов, нервными импульсами и внутренней секрецией.

Апана (апа-ана) означает воздух, движущийся вниз, или удаляющий воздух. Она концентрируется в толстой кишке и управляет всеми рефлекторными импульсами, направленными вниз: выделением, мочеиспусканием, менструациями, родами и соитием. В то время как удана — восходящий воздух — несет нашу жизненную силу вверх и способствует эволюции или освобождению сознания, апана — нисходящий воздух — несет ее вниз и ведет к регрессу или ограничению сознания. Апана поддерживает и контролирует все другие виды ваты, и ее нарушения лежат в основе большинства расстройств ваты. В возбужденном состоянии вызывает разложение и распад. Поэтому при лечении ваты следует в первую очередь уделять внимание лечению апаны.


<< предыдущая    следующая >>