Мимамса (или миманса) – это философия достижения истины путем выполнения долга, обязанностей или дхармы (ключевое понятие в этой системе). Основателем и сторонником Мимамсы был мудрец Джаймини, один из великих философов.
Мимамса придает особое значение Ведам как технике соблюдения ведийских заповедей и ритуалов, так как это является основным условием достижения праведной жизни. На первое место ставится выполнение долга, императива, призывающего к действию. Только соблюдение ведического ритуала обеспечивает человека энергией, которая так необходима для освобождения.
Подлинным источником знания является слово, авторитет ведийского текста. Согласно мимамсе, Веды не являются творением человека и потому свободны от свойственных людям ошибок. Веды, как и Вселенная, вечны. Также вечны слова и буквы.
Мимамса объясняет теорию кармы, принцип перерождения в соответствии с действиями в прошлых воплощениях. Аюрведа зиждется на тех же принципах, объясняя причины болезни деятельностью в прошлой жизни (кармические болезни). Для постепенного уничтожения последствий кармических болезней Аюрведа рекомендует исполнение обязательных обрядов. А для исполнения цели дхармы (обязанностей) каждому человеку необходимо здоровье.
Существуют две части мимамсы: пурва мимамса, возникла из необходимости разъяснения ведических текстов, многое в которых становилось непонятным с веками, основана на первоначальной технике Вед, и уттара мимамса, также называемая Ведантой, использующая более совершенные техники Вед, которые излагаются в Упанишадах. Согласно мимамсе, творцом Вселенной является Бог. Он вечен и представлен в двух ипостасях: это одновременно личность, воплотившаяся в образе человека с целью принести в мир любовь и порядок, а также лишенный индивидуальности брахма. Однако мимамса верит во множество Богов и утверждает, что каждое Божество играет важную роль в благословлении человечества. Каждый из них это вселенское существо, которое проявлено во всем, во всех живых существах. Небо отражается не только в океане, но и в малейшем сосуде с водой. Мимамса говорит, что это отражение подобно воплощению. В некоторых существах Бог воплотился на 90 процентов, а в некоторых только на 10.
Согласно мимамсе, каждая личность является отражением Бога, совершенным феноменом, в котором божественное начало очень сложно постичь и объяснить. Чтобы понять свою индивидуальность, нужно полностью познать себя. Познав себя, мы познаем Бога. Мимамса утверждает, что существует низшая личность, джива атма, и высшая личность, параматма. Практикуя медитацию, низшая личность обретает возможность познать высшую личность.
Философия мимамсы огромна и сложна, включает в себя множество методов и значений для постижения Бога через ритуалы, церемонии, и посты. Также она описывает различные методы поклонений и жертвоприношений. Особая роль мимансы в истории индуизма связана с тем, что ее адепты смогли предложить целостную и непротиворечивую трактовку ведийских текстов и ритуалов во всем их колоссальном объеме.
Аюрведа особо ценит мимамсу за ее ритуалы, связанные с выздоровлением и очищением (жжение лекарственных трав, разбрызгивание священной воды и другие методы, имеющие исцеляющую силу).