Веданта основана мудрецом Бадараяной. В переводе с санскрита веда – «знание», анта – «заключительное», таким образом, веданта – это заключительное знание или законченное знание. Веданта также называется Уттара мимамса – более высокое размышление, и Брахма-мимамса – размышление о Брахмане, Абсолютной Истине. «Веданта» буквально означает «завершение вед». Первоначально под этим словом понимались упанишады, но впоследствии оно приобрело более широкий смысл и словом «веданта» стали называть все идеи, вышедшие из упанишад.
Итак, все учение веданты это Упанишады (что значит сидеть вблизи учителя и слушать его без всяких сомнений, сравнений и заблуждений). Тексты Упанишад чрезвычайно трудны для понимания и изучающий их нуждается в непосредственном руководстве духовным учителем (гуру). Изначально их доктрины были известны лишь посвященным, то есть передавались учителем своим избранным и приближенным ученикам под строжайшим секретом. Упанишады считались внутренними, тайными значениями вед, и поэтому их наставления назывались иногда «ведопанишадами» – тайной вед.
Упанишады изучались человеком в последнюю очередь, уже после того, как изучены в детстве самхиты, после того, как вступивший во взрослую жизнь человек изучил и выполнил предписанные для домохозяина ритуалы. Черед изучения упанишад наступал, когда человек удалялся от мирской суеты и начинал жизнь отшельника, проводя время в размышлениях о смысле жизни и тайнах вселенной. В самих упанишадах сказано, что даже после изучения вед и других отраслей знания образование человека не может считаться полным до тех пор, пока он не познакомится с предписаниями упанишад.
Поскольку упанишады были многочисленны, разрабатывались различными ведийскими школами в разное время и в разных местах, рассматриваемые ими проблемы и предлагаемые решения были различны и содержали множество противоречий, несмотря на единство общего мировоззрения. Таким образом, с течением времени возникла потребность систематизировать все эти учения. Эта задача была решена Бадараяной в «Брахма-сутре» (известной также как «Веданта-сутра»). Бадараяна сделал попытку изложить сущность учения упанишад и защитить их от возможных и действительных возражений. Но его сутры, будучи очень краткими, все же допускали различные толкования. Потому со временем появились различные комментарии, авторы которых стали основателями самостоятельных школ веданты. Так возникли школы Шанкары, Рамануджи, Мадхвы, Валлабхи, Нимбарки и другие. У каждой из этих школ появилось большое число последователей, которые стремились вести свой собственный образ жизни. В этом смысле веданта и сейчас продолжает оказывать влияние на жизнь миллионов людей, последователей той или иной школы.
Таким образом, в своем развитии веданта прошла три стадии:
1) созидательная стадия, представленная текстами божественного откровения – ведийскими произведениями, состоящими главным образом из упанишад. Основные идеи веданты выражаются здесь главным образом в форме поэтических предреканий и мистических интуиций просветленных пророков;
2) стадия систематизации, представленная «Брахма-сутрой», которая собирает, систематизирует и отстаивает идеи, высказанные на предыдущей стадии;
3) стадия разработки, представленная всеми произведениями – от главных комментариев до философских работ, в которых выражены не только идеи и аргументы ранних авторитетов, но и самостоятельные рассуждения комментаторов.
Веданта – важнейшая среди ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Она так прочно укоренена в индийскую культуру, что именно с ней связывают особенности, характер и направление развития всей индийской философской мысли. Ее базовые тексты – Упанишады (IX - V вв. до н. э.), Бхагавад-гита ( IX - VI вв. до н. э.) и Брахма-сутра (V - II вв. до н. э.), а также труды Шанкары и его учеников (IX - X вв. н. э.), получившие название адвайта-веданта, и работы Рамануджи и его последователей (XII - XVII вв. н. э.).
Центральная идея веданты – идея Брахмана. Это безличный абсолютный дух, начало и конец всего сущего. В нем берет начало материальный мир, им поддерживается и в нем растворяется. "Поистине от чего рождаются эти существа, чем живут рожденные, во что они входят, умирая, то и стремись распознать, то и есть Брахман", - сказано в Упанишадах. Нет ничего подобного ему и ничего отличного от него. Брахман является трансцендентной Истиной вне слов, понятий и идей. Постичь его можно только через божественное откровение и мистическую интуицию. Но материальный мир это только эмпирическое проявление Брахмана. Это – иллюзия, майя. И только обыденному сознанию и сознанию, пребывающему в невежестве, чувственно воспринимаемый мир кажется реально существующим. "Для того, кто достиг состояния истины и реальности (т. е. Брахмана), весь видимый мир исчезает", – сказано в Брахма-сутре. Проявлением заложенной в Брахмане творческой энергии является периодическое возрождение и гибель мира. В определенное очередным циклом время мир исчезает в Брахмане, чтобы затем снова возродиться из него.
В веданте развито представление о четырех основных сторонах жизни: каме, артхе, дхарме и мокше. Кама есть чувственные влечения и страсти, стремление к удовольствиям, желание наслаждения, в частности любви. Это гедонистический элемент человеческой натуры. Артха - материальные блага, выгода, польза, приобретение богатства, стремление к мирскому процветанию. Артха проявляет и реализует склонность к "стяжательству", заложенному в каждом индивиде. Это прагматические, рационально-экономические ценности жизни. Дхарма представляет собой закон, твердо установленный порядок или обычай, этический и религиозный долг, основу морального и социального порядка, обязанности, которые должен выполнять каждый в течение своей жизни. Дхарма охватывает собой такие добродетели, как самоконтроль, верность, любезность и т. д. Она "курирует" артху и каму как более низкие стороны человеческого бытия. Наконец, мокша – это высшее добро, конечная или предельная цель человеческой жизни, состояние освобождения (от повседневной суеты, мелочно-мирских страстей и привязанностей), духовной свободы, реализация того, что является вечным и божественным в человеке. Мокша должна доминировать в человеческой жизни и одухотворять собой все другие ее стороны.
В веданте развита теория о пяти элементах, которая используется и в Аюрведе. Чарака и Сушрута часто утверждали, что источником болезни является причина, потому знание причины необходимо для достижения результата – исцеления. Как растение не вырастет без семени, так карма не появится без предыдущих действий. Знание необходимо для изучения и исследований причинно-следственных связей, но для полного понимания жизни и связи с Богом знание иногда становится препятствием. Знание ослепляет человека, он начинает все видеть через призму умственных заключений и научных объяснений. Никто не может найти Бога или осознать себя, проводя время за чтением книг. Мы должны понимать нашу собственную книгу через ежедневную деятельность сознания. Осознавать себя, свои мысли, чувства и реакции в каждом аспекте жизни и, познавая себя, узнавать – кто мы такие. Для достижения этой цели каждый нуждается в здоровье, чтобы прожить полноценную жизнь, посвященную самопознанию. Веданта утверждает, что после смерти сознание атмы сливается с параматмой, тем самым очищаясь от кармы.
Когда все желания, прицепившиеся к сердцу, отлетают от него прочь, тогда смертный становится бессмертным, и даже здесь он завладевает Вечным. (Брихадараньяка Упанишада IV.4.7) Он становится Вечным и отправляется в Вечное. (Брихадараньяка Упанишада IV.4.6).