подписка
  
Главная Аюрведа Литература

Чарака - Самхита


«Чарака самхита» — трактат, детально описывающий знания о естественных законах существования человека. Считается самым древним и самым значительным из дошедших до нас аюрведических канонов и представляет собой основной труд по терапии (Кайа чикитса). Само слово «Чарака» произошло от корня «чар», что означает переезжать, путешествовать повсюду.

«Чарака самхита» написан в форме диалога между Атреей и его учеником Агнивешей и начинается с рассказа о том, как мудрец Бхарадвадж отправился к Индре за знанием Аюрведы. В свою очередь Индра получил это знание от божественных целителей, а те – от Дакши Праджапати (прародителя человечества), которому Брахма открыл науку о естественной жизни, здоровье, долголетии и избавлении от болезней. Когда людей, утративших знание о гармоничном существовании, охватили болезни, великие мудрецы стали молить Индру о спасении человечества. Переданное Индрой знание мудрец Бхарадвадж изложил Атрее Пунарвасу, а тот – шести ученикам, записавшим науку жизни в виде шести трактатов.

Из шести учеников самым одаренным был Агнивеша, он не только написал лучший из трактатов – «Агнивеша-тантру» (впоследствии переименованную Чаракой в «Чарака самхиту»), но и начал распространять это знание по всей земле. Так было положено начало школы странствующих целителей. Их миссией было открывать людям знание о законах естественной жизни. К этой школе принадлежал и сам Чарака, которого считали воплощением Агнивеши. Чарака дополнил собственными опытом и знаниями трактат Агнивеши, которые открывались ему во время странствий. 

Трактат написан на санскрите и в основном изложен стихами, поскольку важным свойством подобных текстов была возможность заучивания учениками материала наизусть. Текст «Самхиты» состоит из восьми разделов (стхан), которые делятся на 120 глав и 8400 стихов (шлок). Каждая из глав заканчивается такими словами: «Составлено Агнивешей и восстановлено Чаракой». Сам Чарака считал себя всего лишь редактором трактата Агнивеши, в то же время это была яркая и незаурядная личность, объединившая в своей работе самые значимые труды по медицине, известные в то время, а также собственный опыт. Его труд «Чарака самхита» стал выдающимся учебником, по которому до сих пор учатся врачи Аюрведы. 

В тексте «Чарака самхита» подробно описаны методы диагностики и лечения различных заболеваний, а также очистительная процедура Панчакарма. «Чарака Самхита — сама суть знания о естественном законе существования человека, об Аюрведе, говорящей «…о хорошей или плохой, счастливой и несчастливой жизни, о том, что для жизни полезно, а что — вредно, каков срок жизни и какова сама ее природа», и цель которой «…поддержать здоровье в здоровом человеке и умерить болезни — в больном» (Чарака самхита; Сутра стхана, 1.41, 30.26).

Кроме того, здесь перечислены более трех сотен препаратов растительного происхождения, около двух сотен препаратов животного происхождения, описаны несколько десятков минеральных препаратов, даны рецептуры лекарственных снадобий и составов с подробным описанием их приготовления и применения.

Чарака Самхита состоит из 8 разделов (стхана):
1. Сутра-стхана – 30 глав, описывающих общие методы лечения и философию, а также качества истинного врача; дана теория дош, дхату, гун и вкусов; приведены свойства пищи и ее комбинации, диета и т.д.;
2. Нидана-стхана – 8 глав, посвященных диагностике, причинам и лечению основных болезней и т.д.;
3. Вимана-стхана – 8 глав о вкусах, пище, диетологии, общей патологии и медицинском обучении и т.д.
4. Шарира-стхана – 8 глав посвященных анатомии и эмбриологии
5. Индрия-стхана – 12 глав, посвященных диагностике и прогнозированию и т.д.;
6. Чикитса-стхана – 8 глав, посвященных специальной терапии и правилам поддержания здоровья в организме;
7. Калпа-стхана – 8 глав посвященных фармацевтике и т.д.
8. Сиддха-стхана – 8 глав, посвященных общей и очистительной терапии Панчакармы.

Здесь Вы можете посмотреть тексты Чарака - Самхиты на санскрите:
Сутра-стхана
Нидана-стхана
Вимана-стхана
Индрия-стхана
Чикитса-стхана
Чикитса-стхана (продолжение)
Калпа-стхана
Сиддха-стхана


<< предыдущая    следующая >>